Военное детство запомнилось ещё и гусиными стаями в большинстве дворов, что легко объяснимо. Содержание гусей требует больше труда и знаний в сравнении с теми же утками, но у них есть одно важное преимущество: с первой травки и до самого снега они не требуют практически никакой добавочных кормов, нагуливая вес самостоятельно. Но лишь при условиях постоянной смены мест кормёжки и возможности плавать в природных водоёмах. Короче, гусей надо пасти. Предоставленные самим себе, они становились лёгкой добычей голодающих односельчан и невероятно расплодившихся в войну лис и волков. Поэтому гусей разводили лишь в тех дворах, где были ребята 10-14 лет. Именно столько и было моим двоюродным братьям Феде, Коле и Саше, а в роли примкнувшего к ним был и я. Каждое утро с трёх наших дворов ребята выводили три большие стаи гусей и гнали их длинными ивовыми хворостинами в сторону речки Грязнухи. Там мы объединялись и стояли в дозоре, пресекая все попытки птиц разбежаться, разлететься и расплыться в разные стороны, не забывая при этом и поглядывать в сторону ближайшего пригорка, на вершине которого несколько раз за день появлялась волчья фигура. Волк нас-детей совершенно не боялся, впрочем, и мы его тоже. Начинали кричать, размахивать своими ивовыми прутьями, вынимали свистки, которые научились делать из той же ветлы. Волк, презрительно повернув голову в нашу сторону, удалялся ленивой трусцой. Даже гуси обнаглели. Если раньше, завидев хищника, они с диким гоготом дружно срывались в спасительную воду, то теперь как ни в чём не бывало продолжали щипать траву. Лишь гусаки, вытянув шею, издавали короткие предупредительные звуки.
Мои старшие братья от скуки начинали слюнявить самокрутки. Махорки не было, её заменял заячий помёт, в изобилии валявшийся кругом. Чтобы я не наябедничал строгой тёте Даше, заставляли курить и меня. Но бдительную тётку трудно было проскочить. Едва гусей загоняли во двор, хватала их по одному, приказывая: "А ну, дыхни!" Когда каждому досталось по оплеухе, стали кивать на меня: "Почему его не проверяешь?" Но после проверки им всем досталось ещё и по-новой: "Вы и его учите курить тоже!"
Надо добавить, что только летом волки были столь благодушны, благо кругом было полно приумножившихся за весну зайчат. Зимой же никто не смел даже оставить собаку на ночь в конуре - волки перемахивали через заборы, и тут же - назад с задушенным собратом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий