пятница, 26 декабря 2008 г.

СВАРИТЬ КУЛАГУ

Спроси сейчас любого, что такое кулага - вряд ли кто ответит. В лучшем случае припомнят актёра, хоккейного тренера или женщину с паранормальными способностями, носивших фамилию Кулагиных.
Для нас же, всех многочисленных двоюродных братьев и сестёр, это слово значило многое. Сахара в ту пору не было, а всем малолеткам хотелось сладкого. Только одна бабушка умела сотворить это сладкое чудо. Разведя в горшке дефицитную в ту пору ржаную муку, она ставила его в русскую печь и долго томила там эту самую кулагу только ей одной известным способом. Получалась красноватая масса, напоминающая по консистенции жидкую манную кашу, только очень сладкую и необыкновенно вкусную. Вот и начинала малышня время от времени теребить бабаку за передник с мольбою: "Свари кулагу!"
Ещё одним вожделенным сладким продуктом была "сарса" - такой сладкий белый брикет на молочной основе, который бегали менять на куриные яйца у живущих на краю села татар.
От жары и изнуряющей жажды летом спасал айран, напиток, позаимствованный у соседей-казахов, и получивший переиначеное название ирян. Это было разведенное холодной водой, постоянно обновляемое в большом заквасочном горшке, кислое молоко. Окислительный реактор работал непрерывно зимой и летом, вырабатывая продукт, кислоту которого по силе можно было сравнить лишь с лимонной. Это кислое молоко, разбавленное свежим, постоянно подавалось на стол. Женщинами оно использовалось ещё и для мытья волос.
Как только поспевала дикая вишня, тётя Даша собирала всю детвору, делала всем самодельные рюкзаки из свободных мешков, закладывая в углы по картошке, чтобы можно было привязать лямки, и вела всех в казачью степь, где лишь только эта вишня и произрастала. Путь был неблизкий, труд на жаре не лёгкий, приходилось ещё постоянно прятаться, завидев верхового казака, который не только отобрал бы всё собранное, но ещё и нагайкой мог стегануть. Зато потом, вечером, добравшись до первого колодца на окраине села, все никак не могли оторваться от холодной воды.
Вишню мяли вместе с косточками и потом сушили на крыше самодельные лепёшки этой массы, называя их "пастилой". Другим источником витаминов зимой служили ягоды тёрна, которые замачивали в специальной бочке и потом доставали из погреба весь год. Местоположение терновника знал только дед, совершая туда ежегодные вылазки поздней осенью. Он же где-то запасался и дикорастущим хмелем, необходимым для заквасок.
Вряд ли кому теперь известны все эти рецепты науки выживать, опробованные в страшные голодные годы - 1921 и 1933, когда выжить удалось не всем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий