понедельник, 22 декабря 2008 г.

С ГЕРМАНСКОЙ НА ГРАЖДАНСКУЮ



С началом Первой мировой войны дед Василий был мобилизован и отправлен на германский фронт. О его окопной жизни сведений не сохранилось. Известно лишь, что, когда после февральской революции распропагандированные большевиками солдаты в массовом порядке начали брататься с неприятелем и покидать фронт, вернулся домой к жене с детьми и он.
Семейная идиллия оказалась недолгой. В десяти километрах от Гаршино уже начиналась территория Уральского казачьего округа с центром в г.Уральске, ныне подаренном казахам и ими переименованного, где набирали силу мятежные части атамана Дутова, а навстречу им уже двигались из центра войска Красной армии. Вражда с соседями-казаками имела давние исторические корни, неудивительно поэтому, что дед оказался на стороне красных, оказавшись потом в чапаевской дивизии, воевавшей именно в этих местах.
Власть в селе неоднократно менялась с красной на белую и наоборот, что позволяло через земляков сообщать семье сведения о себе, и даже появляться дома самому. Постепенно фронт откатился к Каспию, и наведавшиеся к бабушке Марии земляки сообщили, что её муж лежит раненый в госпитале г.Гурьева, тоже повторившего ныне судьбу Уральска. Остаётся лишь удивляться, как удалось ей привезти его, недвижимого, оттуда домой.
Но до хэппи-энда было далеко. По дороге дед ещё и подхватил брюшной тиф. В тяжёлом состоянии и мучимый жаждой (а много жидкости врач категорически запретил), улучив момент, когда никого не было в избе, дед дорвался до арбуза на столе, после чего ему стало совсем плохо, и он умер.
Оставшись одна с детьми, бабушка Маша два года ещё как-то изворачивалась, но в 1921 году, когда наступила невиданная засуха, превратившая окружающий ландшафт в пустыню, а всё съестное и всё, что шевелится, давно уже выгребли бесконечные реквизиторы и продкомиссары, доведённая до отчаяния, собрала все приличные вещички в узел и, оставив дома сыновей 12 и 14 лет, отправилась в Ташкент, надеясь поменять их там хоть на какое-то пропитание.
Уехала она не далеко. Вернувшиеся домой земляки сообщили, что, с трудом найдя место на крыше вагона поезда, следовавшего из Бузулука в сторону Средней Азии, той же ночью она была сброшена на ходу мародёрами вниз под откос.
Братья Гриша и Миша остались круглыми сиротами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий