суббота, 19 июня 2010 г.

ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЮТ ДРОЗДЫ?













"Вы слыхали, как поют дрозды, нет не те дрозды, не полевые, а дрозды, волшебники дрозды, певчие избранники России?" - кто не знает слова этой прекрасной песни Владимира Шаинского?

А вот именно с текстом Сергея Острового и хочется поспорить, снова заступаясь за любимых птичек. Вряд ли кто сможет возразить, что дрозды даже никогда и не претендовали на звание самых любимых певчих птиц россиян. Соловьи - да, и это отражено в названиях многих песен, стихов и даже улиц. На западе от России, действительно, самой популярной птицей является дрозд. Не только это слово присутствует в названиях многих книг и кинофильмов Западной Европы, но и разные производные от него, как Дроздобород. Вынужден был даже придумать для себя объяснение этого феномена. Соловей - это классика, где каждая нота известна наперёд, и удовольствие от прослушивания зависит только от качества исполнения, в чём ему нет равных. Все возможные коленца этого виртуоза давно известны знатокам и ценителям птичьего пения, получили своё название и зафиксированы ещё более века назад: цокот, дроби, щелчки, лешья дудка и т.д. У лучших соловьёв, которыми принято считать почему-то курских, число этих колен, говорят, доходит до тридцати. Дрозды же - скорее, джаз, где мерилом мастерства служит искусство импровизации. Песня каждого из них уникальна и не похожа на репертуар соседа. Дрозды - пересмешники, каких птичьих песнопений наслышались, взрастая на гнезде, такие и будут добавлять к тем, что уже заложены в их генетической памяти, вернувшись на свою малую родину через год.

Всё сказанное выше относится лишь к певчему дрозду, птичке размером со скворца, той, что на верхних трёх фотографиях. Именно о них и идёт речь в песне, они широко распространены в наших лесах, и уж конечно, вы их "слыхали", просто не знали, как зовут. Будучи в молодости завсегдатаем Птичьего рынка, припоминаю лишь одного страстного любителя пения дрозда - знаменитого Юрия Власова, да и тот всё время вопрошал знатоков: "Ну почему они дома в клетке поют вполголоса, а не так, как в лесу?"

Певчего дрозда трудно разглядеть в лесу, он преимущественно распевает на вершинах деревьев. Зато дрозд-рябинник, что на следующих трёх снимках, наверняка, знаком каждому. В годы, когда рябина обильно плодоносит, численность их возрастает многократно, и по весне эти крупные птицы величиной с голубя бегают на лесных тропинках, собирая дождевых червей, буквально под ногами гуляющих, за что и получили у любителей птиц прозвище "куриц". Птица, надо сказать, совершенно бесхитростная, под стать курице: гнездо вьёт где попало, часто - на низкой высоте, и оно становится потом лёгкой добычей ворон и прочих лесных визитёров. Однажды встретил такое даже в ржавом клубке колючей проволоки, забытом давным-давно прямо на земле. Отдельные самонадеянные особи дроздов-рябинников остаются здесь даже и с наступлением зимы.

Далее на фотографиях представлены ещё два вида дроздов: дрозд-белобровик и чёрный дрозд - редкая и красивая птица, увидев её однажды, потом уже не забудешь. Конечно, все они тоже поют, но - как любители, и лишь один певчий дрозд - профессионал своего дела.

И, возвращаясь вновь к Сергею Островому: ну какие там ещё полевые дрозды? Он мне не друг, конечно, как Платон, хоть и пришлось нам познакомиться в своё время на поэтическом семинаре в Горном институте, но истина дороже: на этих фотографиях не представлен лишь ещё один из тех, что обитает в наших краях, дрозд-деряба, но и он, как и все перечисленные, приспособлен только к жизни в лесу.

В поле же можно услыхать только перепелов да жаворонков. Может он последних принял за дроздов? Но это уж, как принято говорить, совсем другая песня...

Комментариев нет:

Отправить комментарий