понедельник, 19 января 2009 г.

ОТЕЦ ГУРИЙ





Результатом паломничества на Святую Землю, очень важным и значимым для меня, стало и знакомство с удивительным человеком - отцом Гурием.
Случилось так, что в двухместных номерах гостиниц нас двоих селили вместе.
Никогда прежде не приходилось встречать человека, столь отречённого от всего мирского и суетного, живущего в своём возвышенном, нам недоступном мире.
Ближе к концу тура он счёл возможным поведать мне свою историю. Окончив металлургический техникум, и будучи ещё просто Андреем Поповым, работал инженером в Нижнем Тагиле. Когда приблизился к 30 годам, угодил в автоаварию, в результате чего, балансируя на грани жизни и смерти, лишился почки. Но, поправившись, другими глазами взглянул на свою предыдущую жизнь, бросил всё и пошёл служкой в храм, одновременно поступив на заочное отделение Московской духовной семинарии, завершив образование в которой, напросился в самый захудалый приход, в город Мончегорск за Полярным кругом. Храм практически надо было восстанавливать из руин, чего он и добился за 11 лет, смиренно и терпеливо добиваясь помощи от местных градоначальников. В церкви тоже свои чины и иерархия, но отца Гурия ни мало не заботят ни пребывание всё на том же самом низшем церковном сане иеродиакона, ни противопоказанные его неважному здоровью условия Крайнего Севера.
Все восемь дней общения с ним здорово помогли мне избавиться от многого, присущего ранее моим манерам и характеру. Терпение и смирение - эти два слова он вынужден был повторять мне не один раз на дню, будучи фактически моим духовником все эти дни.
Однажды, когда из-за раннего подъёма завтрак был заменён сухим пайком, мы спустились с ним в вестибюль к подносам, на которых оставались лишь раздавленный батон хлеба и скрюченный огурец. Отец Гурий, смотрел однако не на эти два продукта, а на выражение моего лица, прошептав слышимые только мне эти два слова. Те самые, которые так помогают мне сейчас.
Голодными мы,конечно, не остались: в часы пребывания в автобусе нас двоих буквально завалили всякой снедью, соками и фруктами - видимо, не только на меня этот казус произвёл неловкое впечатление. Лучше всех распознают хорошего человека дети: едва мы садились в автобус, они буквально облепляли о.Гурия, бросая мам и сражаясь за место рядом с ним.
Именно такими, светящимися покоем и мудрой добротой, представляются мне легендарные пустынники и оптинские старцы.
Отец Гурий, будучи моим духовным наставником, планомерно готовил меня к крещению, будучи уверен, что сделает это сам, не говоря уж и о моём желании. Но вмешался более сановитый священник, который о.Гурия иначе как отцом дьяконом, дабы подчёркивать всякий раз дистанцию, и не называл.
Мы условились с о.Гурием, что вернувшись в Мончегорск, он сразу похлопочет у градональника насчёт компьютера для храма, чтобы постоянно общаться. Но тут нагрянул этот пресловутый кризис, овёс нынче стал дорог. И о.Гурий регулярно рассылает мне и, знаю, также и другим паломницам группы трогательные SMSки, длинные - даже в два приёма. Вот только некоторые из них:
"Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже твоею Благодатию 14-Нояб-2008"
"Да сохранит вас милосердный Господь, по предстательству Царицы Небесной! С любовью о Господе о.Гурий 15-Нояб-2008"
"Прильпе язык гортани моей, аще забуду тебе ИЕРУСАЛИМЕ! 16-Дек-2008"
Пришлось срочно учиться писать сообщения тоже, на что незамедлительно пришёл ответ:
"Слава Богу за всё! Как Геннадий живёте, рад вашему ответу 16-Дек-2008"
Наставничество продолжается, и, как руководство к действию, что всегда со мной, два животворящих слова: терпение и смирение.


1 комментарий:

  1. "Смирение и терпение". Эти два сокровенных слова глубоко запали мне в душу, после того, как автор этого блога написал их мне в письме. С тех самых пор они стали моей путеводной звездой. Тома.

    ОтветитьУдалить