понедельник, 30 марта 2009 г.

ЮРИЙ АТАНОВ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ - В НОВОМ СВЕТЕ






The Rest of My Life

За год до своего 60тилетия я осознал приближение какого-то рубежа, некоторой особой точки на оси времени, по которой бежит жизнь. Начиналась заключительная часть жизни, the rest of my life (русский вариант "остаток жизни" звучит слишком пессимистично). Настало время подводить "предварительные итоги". Получалось тоскливо, как у известного персонажа: "Учения не создал, учеников разбазарил, мёртвого Паниковского не воскресил...". Поэтому предложение начать "трудовую буржуазную жизнь" поступило в подходящий момент.

Мой знакомый предприимчивый коллега из родственного московского НИИ предложил поработать год-два на его фирмочке, которую он создал в Мэриленде во время своей стажировки в Национальном Бюро Стандартов. После интенсивных уговоров Тиля согласилась поехать, и 16 мая 1996 года мы оказались в Америке. Серьёзные трудности начались уже осенью, когда новоиспеченная фирма не выдержала конкуренции и пошла ко дну. Из-за жестоких приступов депрессии Тилю пришлось положить в Вашингтонскую больницу. О грабительской американской медицине напишу, если будет интересно, в другой раз. Пораженческий вариант немедленного возвращения домой, предлагаемый Тилей, я принять не мог. Почти год искал работу. Пришлось поступить на ударные курсы для программистов. А ещё раньше научиться водить машину - общественный транспорт за пределами города практически отсутствует. (Нет в Америке зрелища более жалкого и презренного, чем человек, бредущий по тротуару пешком с полиэтиленовыми пакетами с едой). Курсы, машина со страховкой, а особенно жильё и лечение потребовали приличных денег. Мои социалистические накопления, вывезенные в Америку, быстро растаяли. Впервые в жизни влез в долги. Кстати, для местных жителей жить в долг - это вполне нормально и естественно. Дома, в которых они живут, автомобили, в которых они ездят, принадлежат банкам. Их не смущает, что за 30-летнюю ссуду эти учреждения сдирают с них в троекратном размере. У среднего американца количество кредитных карточек около десятка. Чиркнуть карточкой по считывающему устройству психологически легче, чем "отслюнявить" продавцу реальные доллары. Вроде ничего не случилась, и всё осталось при тебе. Сейчас почти каждый день я нахожу в почтовом ящике предложения завести ещё одну ("особую", "уникальную") кредитную карточку. Но это сейчас. А тогда у меня не было, как здесь называют, кредитной истории, и получить кредитную карточку было невозможно. У меня требовали гарантию о платёжеспособности, т.е., доказательства, что карточка мне не нужна... Выбраться из этого логического тупика помогли бывшие соотечественники. Совсем, как у Райкина: "Пойдите туда-то, скажите, что от Абрам Семёныча".

С поступлением на работу наша жизнь стала быстро налаживаться. Взяли ипотечный кредит в банке и купили one-bedroom квартиру. По уикэндам посещали многочисленные Вашингтонские музеи, ездили по достопримечательностям Мэриленда и Вирджинии. Побывали в Нью-Йорке, Филадельфии, Балтиморе. Тиля ездила в турпоездку: Сан-Франциско, Лос Анджелес, Чикаго, Питтсбург. Была в Лас Вегасе, посетила Большой каньон ("горы наоборот"). В последний день 2001 года купили в рассрочку новый автомобиль и летом съездили на Ниагарский водопад. Огромное впечатление осталось от нашей поездки в Йеллоустонский национальный парк в Скалистых горах и по штатам Монтана, Юта, Айдахо, Вайоминг. В 2005 году отправились в 9тидневный круиз по Карибскому морю. Трудно представить себе более приятный и комфортабельный отдых. Согласен с Пржевальским, что "жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать". Кстати, пару раз я путешествовал и "на халяву": на недельные курсы по софтверу в Бостон и на авиабазу в Бирмингем (Алабама) для починки системы управления местной базой данных.

Около пяти лет проработал я на фирме. В марте 2001 года был уволен вследствие reduction in force (сокращения штатов). Это было тяжёлое время для многих малых и средних американских фирм. Мне определили еженедельное пособие в $300 на время поиска работы (на срок не более полугода!). За 3 месяца удалось найти фирму, в которой и работаю вот уже шестой год.

Не все путешествия приятны. Моё экспресс-путешествие в Самару в январе 2001 года на похороны мамы из их числа. Мама умерла на Рождество, ей было 84 года. Через полтора месяца скончался отец, видно, не смог жить без женщины, шедшей с ним вместе по жизни 65 лет. Как и подобает ветерану, умер 23 февраля...

Не знаю, что и как писать о своей нынешней жизни. Она по-своему интересна, но не поддаётся обобщениям и выводам, поскольку изменчива, непостоянна и непредсказуема в своих частностях. Обобщения же и выводы допустимы только относительно прошедшего времени.

P.S. На некоторых фотографиях я в солнцезащитных очках. Это не снобизм, а небходимость. Здесь мне сделали пересадку роговицы - в правом глазу (или глазе?). У меня было бельмо, появившееся перед самым зрачком после золотухи в двухлетнем возрасте. Мама потом всю жизнь терзала себя за то, что допустила осложнение болезни, в результате чего я стал, по сути, одноглазым.

На фотографиях (сверху вниз):

Мне 63

С третьим членом семьи

Цветёт сакура

Альпаки

Тиля с приятельницей на берегу Потомака


Комментариев нет:

Отправить комментарий