четверг, 5 марта 2009 г.

РАТАН - 600




В середине шестидесятых годов наше Проектно-конструкторское бюро Главэнергостроймеханизации, где тогда работал, неожиданно приобщилось к космическим проблемам связи с внеземными цивилизациями. В рамках международного проекта SETI руководством страны было принято решение построить самый большой в мире радиотелескоп РАТАН-600, что расшифровывалось как "Радиоастрономический телескоп Академии Наук с диаметром антенны 600 метров".
Устройство радиотелескопа показано на верхнем снимке. Эту самую антенну образуют 900 одинаковых механических агрегатов, установленных вплотную друг к другу по периметру окружности. Металлоконструкцию агрегата, главным узлом которого был приёмник космических радиосигналов - прямоугольная металлическая пластина с параболической поверхностью, направляемая в разные точки космического пространства, проектировал соседний отдел. Моей же группе конструкторов-электромехаников было поручено спроектировать элекропривод агрегата для поворота этого параболического "зеркала" в направлениях вправо-влево и вверх-вниз.
Сроки были жёсткие, работали ударно. Куратор проекта Юрий Николаевич Парийский, ныне - академик, а тогда - просто тридцатилетний астроном из Пулковской обсерватории, более известный как сын своего знаменитого отца Николая Николаевича, тоже астронома, казалось, больше был в Москве, чем в Ленинграде. Однажды на наших регулярных совещаниях засветился и шеф Юрия Николаевича - академик Иосиф Самуилович Шкловский, учёный с мировой известностью.
Сами учёные к возможности связаться с себе подобными небожителями относились неоднозначно. Молодой уверен был в самом скором прорыве, пожилой же, наоборот, полагал, что мы на Земле обречены на вечное одиночество. Их разногласие было лишь эхом дискуссий, проходивших в то время, время начала освоения космоса, не только в научной, но и в широкой общественной среде. Когда аргументы типа "как можно рассчитывать на приём сигналов из космоса, если сами ничего не передаём", стали особенно громкими и частыми, решено было проявить инициативу: в разные точки Галактики, где прогнозы обитания ВЦ были наиболее оптимистичны, отправили одинаковые сообщения из трёх слов: "Мир. Ленин. СССР". Если даже эта информация и дошла до предполагаемых адресатов, реакцию на неё инопланетян представить трудно.
Как бы то ни было, радиотелескоп был построен рядом со станицей Зеленчукской, по дороге на Архыз (Карачаево-Черкессия, Северный Кавказ), и уже в 1969 году начал успешно работать. Юрий Николаевич получил орден Ленина, Шкловский остался без награды, поскольку по просьбе академика Сахарова подписал какое-то письмо в защиту репрессированных учёных и к тому времени стал опальным и невыездным.
Красавец телескоп - на втором снимке. Братьев по разуму с его помощью пока не обнаружено, но поиск продолжается и сегодня. Приятно сознавать и себя соучастником движения к этой, пока недостижимой, космической цели.
Ещё одним напоминанием этой звёздной работы, особенно приятным как филателисту, служит почтовая марка, вышедшая в честь этой эпопеи двадцать лет спустя, 25 ноября 1987 года. Её, отсканированную, можно рассмотреть на нижнем снимке.

1 комментарий: