суббота, 7 ноября 2009 г.

ДУМАЙТЕ САМИ - I


I

Человек с древнейших времён пытается разобраться в устройстве вселенной, понять свою роль в ней и характер взаимоотношений с окружающей действительностью. Уже с самых ранних лет мы начинаем искать ответы на бесконечные «как», «зачем» и «почему, донимая старших своими вопросами.
Эволюция одного человека, как капля воды, отражает процесс развития целых поколений и народов. Как разные очаги человечества у истоков цивилизации, так и каждый человек от рождения – поставлены в исходные (для чистоты эксперимента) начальные условия: все равно любознательны и непорочны, как чистый лист бумаги, на котором каждый пишет потом свою судьбу. Это потом уже, отсчитывая прожитые годы, каждый народ и отдельный человек, в соответствии с их волей и наклонностями, прокладывает свои собственные тропинки на бескрайних полях добра и зла. Один развивает способности, настойчиво продираясь в ветвях древа познания, уходящего бесконечной кроной в небеса, другой зарывает свои таланты в землю, ничуть не мучаясь «проклятыми вопросами» бытия, и только незаурядный человек продолжает размышлять об устройстве окружающего мира, своей роли в нём, цели и смысле своего существования. Ибо талант – это, прежде всего, жажда познания и заинтересованное, неравнодушное отношение к окружающему миру, да и к себе самому. Познать себя – значит, в немалой степени познать мир.
Каждому из нас приходится решать для себя: верить или не верить в Бога. Нет Бога – значит всё дозволено. Бери от жизни всё, что сможешь – она коротка, а после уже ничего не будет. А если Бог есть, тогда сразу возникают вопросы: кто я, откуда и зачем? Материализм – это всегда восклицательный знак, без страха и сомнений: «Труд превратил обезьяну в человека! Мы не можем ждать милостей от природы! Мы наш, мы новый мир построим!» Идеализм – это вечный знак вопроса, где главный инструмент познания – интуиция и здравый смысл, где каждый решённый для себя вопрос тянет за собой три новых.
А вопросы эти такие, от которых дух захватывает и замирает сердце. Ещё в детстве каждый из нас пытался представить себе, понять, что такое бесконечность пространства, и бросал это занятие, приняв как данность. То, что существует вселенная с её звёздами и планетами, населёнными живыми мыслящими существами – это, рассуждая материалистически, вообще-то, случайность. Только представьте себе на минуту пустой, холодный (абсолютный нуль: -273 гр. Цельсия), немой и тёмный бесконечный вакуум. Становится не по себе, когда представишь эту жуткую картину. А если, и того хуже, вообще нет ничего: ни вакуума, ни бесконечного пространства, ни абсолютного нуля? Вообще: ни-че-го!
Наша интуиция, душа восстают против этого кошмара, сознавая его невозможность. Как это так, чтобы не существовало объективного, реального мира? Чтобы не было ни пространства, ни времени, ни материи, оплодотворённой какой-то идеей, мыслью? Как это так: ни материального мира, ни сознания? Стоп! Вот мы и приехали. Оказывается, нельзя оторвать дух от материи изначально. Ибо и пространство, и время – эти понятия чего-то стоят только тогда, когда они спаяны с духом, разумом, понятием этих слов. Нет сознания – и ничего нет.
Нет ничего глупее и нелепее картины бесконечного случайного мира, в котором там и сям болтаются бессистемно возникшие отдельные сгустки материи в виде звёзд, планет, метеоритов и прочего космического мусора, и нигде во всей бесконечности нет ни малейшего проблеска мысли и сознания. Кругом во все стороны – лишь какие-то хаотические процессы и перемещения. Устав от созерцания этой бессмысленности, уже через минуту начинаешь задаваться вопросом: а откуда это всё взялось-то? И зачем? Ах, да, случайно, всё – случайно…
Неожиданное возникновение этих сгустков рассудок ещё способен постичь. А вот как принять на веру случайное преодоление ещё двух великих порогов на пути прогресса: переход от неживой материи к живой и от чисто растительных функций этих живых образований – к разуму, сознанию? Поверить, что из случайного смешения химических элементов, из воды, пыли и грязи, образовались цепочки аминокислот, а из случайного сцепления последних – белковые молекулы, которые потом уже, вдруг, по «методу тыка» начали «соображать»?
С той же степенью вероятности можно допустить, что человек, впервые видевший паяльник, имея перед собой полный комплект необходимых деталей и инструмента, после сколь угодно большого числа попыток может собрать нечто, хотя бы внешне напоминающее ЭВМ. И, второе, что этот монстр-компьютер вдруг когда-то «начнёт соображать», станет пригодным к работе. И почему тогда не допустить, что обезьяна, усаженная за клавиши ЭВМ, вдруг возьмёт да, изловчившись, напечатает осмысленную книгу?
Пожалуй, для всякого здравомыслящего человека ничего не остаётся, как признать: в исходной точке возникновения, развития и совершенствования окружающего мира, жизни и разума, как феноменов этого мира, лежит чья-то осмысленная воля. То есть, принять понятие Бога, Абсолюта как начала и конца всего сущего. И не так уж и важно, по крайней мере для нас, что за этим понятием кроется: Библейский Саваоф, некий мыслящий эфир, струящийся в бесконечном пространстве вселенной, или какая-то всемогущая космическая цивилизация, настолько обогнавшая нас в развитии, что каждый её представитель для нас и впрямь является Богом. Так человек для обитателей муравейника – ни кто иной, как всемогущий бог.
Только приняв разумом и сердцем веру в существование Бога, успокаиваешься душою, находишь в себе силы противостоять напору разрушающего хаоса. И уже спокойно, с пониманием воспринимаешь недавнее открытие астрофизиков – теорию Большого взрыва. Экстраполируя в прошлое разбегание в стороны всех видимых галактик, те пришли к выводу, что тринадцать миллионов лет назад все видимые нами космические тела появились из одной точки космического пространства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий