четверг, 31 марта 2011 г.

КАК СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ








Есть музыка и попса, поэзия и стишки, картины и картинки. Живописное полотно - плод громадных усилий художника-творца, стоивший ему немалых затрат душевных и физических сил, многих дней жизни. Нельзя поэтому рассматривать картины или фрески на стенах храмов так, как, например, мы пролистываем глянцевые журналы. Хотя бы из уважения к труду художника, создавшего шедевр, проверенный веками. Как нельзя, допустим, и чистить картошку на кухне, слушая фуги Баха. Каждая мелочь, каждая деталь на холсте продуманы и несут смысловую нагрузку.

В предыдущем посте намеренно поместил два варианта репродукции знаменитой картины: полный, как она изначально выглядела в капелле монастыря Св. Сикста в Пьяченце (Папская область), и с подрезанными и закрытыми рамой краями, который фигурирует в печати чаще всего. Сравните и поймёте, как дорог каждый краешек, записанный масляной краской. А музейные воры, вырезающие картину из рамы, понятно, просто уничтожают её навсегда.

Давайте попробуем вместе с вами внимательно посмотреть на этот шедевр. Только что раздвинулся занавес, символизирующий, как в театре, начало нового представления, новой и ещё неведомой жизни, и взорам верующих открылось небесное видение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, под ногами у которых - земной шар в клубящихся облаках. Слева - папа Сикст II, принявший мученическую смерть и признанный святым, справа - Св. Варвара, чьи мощи также хранятся в алтаре монастыря. У ног старца - тиара, папский головной убор. Фотографии тогда ещё не существовало, как выглядел святой, никто не знал, поэтому Рафаэль, не мудрствуя лукаво, наделил его чертами папы Юлия II, заказавшего картину. Святой указующим перстом показывает направление прямо на зрителя, то-есть из Царства небесного в наш грешный мир. В то время все знали латынь, на этом языке Сикст значит "шестой", поэтому у папы - шесть пальцев. Но не пугайтесь: если внимательно присмотреться, пальцев всё-таки пять, а то, что мы приняли за мизинец - просто видимая часть ладони. Говоря современным языком, это такая "фишка" художника. Глаза святого с радостью и надеждой обращены в сторону Спасителя, глаза же Св. Варвары поникли долу, выражая скорбь от сознания его предстоящей мученической смерти за нас всех. Два ангелочка внизу опираются на крышку гроба, но лица их светлы и безмятежны. Им ведомо будущее воскресение Христа, победа над мирвым злом, смертью смерть поправ, и вознесение в горние кущи, где они обитают и сами. Если внимательно присмотреться к облачкам за раскрытым занавесом, то, оказывается, и это - лики всё тех же ангелов, населяющих Тонкий мир.

Вот как много можно разглядеть на картине, если задержаться возле неё чуть подольше, чем мы привыкли это делать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий