четверг, 31 марта 2011 г.

ЭТАЛОН КРАСОТЫ






Эталоны красоты у разных народов и для разных времён - разные. Начитаешься различных мемуаров и воспоминаний современников о записных красавицах прошлых эпох, потом поглядишь на их живописные портреты, а позже - и дагерротипы и фотографии, и диву даёшься: ну чем тогда так дружно все восхищались?

Смотришь сейчас на рубенсовских красавиц и думаешь, что обжорство было их единственным интересом в жизни, эти заплывшие жиром конечности презирали не только любой физический труд, но и простую ходьбу. Когда-то давным-давно прочёл классику арабской литературы "Тысячу и одну ночь". Кто не в курсе, речь идёт совсем не о той книжке с тремя адаптированными сказками про Синдбада и Али-Бабу, а о настоящих сказках Шехерезады, еле поместившихся в восьмитомник. Тех же знаменитых сюжетов, на которые снято столько фильмов, там, кстати, и нет. Так вот в этом подлинном первоисточнике меня особенно поражала одна вещь. Как только речь заходила о немыслимой красоте гурий и прочих соблазнительниц, после описания луноподобных лиц и ног, похожих на какие-то столбы, непременным рефреном дальше следовало: "Живот её был как мраморный шар, а пупок вмещал ровно унцию орехового масла". Унция - это, на минуточку, 30 граммов, а учитывая то, что масло значительно легче воды, можно представить, сколько это по объёму. Ничего себе пупочек, вернее - животик! Так что Рубенс тоже только следовал эталонам Средневековья.

Да что там говорить о далёких временах, даже на нашей памяти эти критерии красоты постоянно меняются. Более того, когда смотрю на групповые фотографии, всегда могу примерно, с точностью плюс-минус десять лет, сказать, когда это было снято. Не знаю даже, техника фотографии тому виной или само время накладывает какой-то общий отпечаток на лица всех подряд.

Всё это длинное вступление было необходимо, прежде чем завести речь о знаменитой картине Рафаэля Санти. Твёрдо убеждён: все великие картины, стихи, музыка и открытия транслируются Оттуда в назначенный час через тех, кого Небеса избрали для роли ретранслятора. Именно такой картиной и является для меня Сикстинская Мадонна. Лик девы Марии на ней - эталон красоты на все времена, и остаётся таким уже ровно 400 лет, в отличие от тех "записных", упомянутых выше. Такой же шедевр и гениальная мелодия "Аве Мария", для меня они слились воедино и не существуют друг без друга. "Мона Лиза" - тоже великая картина, но не могу отделаться от ощущения, что там не обошлось без нечистой силы. Так и хочется сказать на манер Фурманова из фильма "Чапаев": Леонардо - тоже великий живописец, но зачем стулья ломать?

Сейчас, чтобы посмотреть мадонну в подлиннике, придётся брать путёвку в Дрезден, в Галерею старых мастеров. А в пятидесятые годы посчастливилось увидеть её прямо в Москве. Тогда все новости, слухи, анекдоты и байки разлетались в городе мгновенно, как горячие пирожки. И вот одна как раз про эту картину. В толпе ценителей живописи, особенно плотно кучковавшихся на выставке возле этого полотна, одна дама, вся из себя, имела неосторожность сказать своему спутнику: "И чего все так восхищаются? А на меня не производит впечатления". На её беду тут же оказалась Фаина Раневская, с её громким басом: "Эта дама настолько обласкана всеобщим поклонением и любовью, что сама уже выбирает, на кого ей производить впечатление, а на кого - нет".

Комментариев нет:

Отправить комментарий