четверг, 28 января 2010 г.

КАК НАУЧИТЬ(СЯ) ПЛАВАТЬ



Человек, не умеющий плавать, - нонсенс, достойный сожаления, мимо которого нельзя пройти безучастно. Даже придумал для противостояния этому казусу свою собственную методику обучения, удивляясь, почему такие простые приёмы не пришли в головы тех, кто должен заниматься этим профессионально: учителям, воспитателям, спасателям на воде.
Среди людей, с которыми приходилось общаться на воде, таких неумёх теперь уже не найти: через полчаса от прежней водобоязни не оставалось и следа.
Резюмируя сказанное, перехожу на рекламный жаргон: научить(ся) плавать не просто, а очень просто. Вы ещё не умеете? Тогда мы идём к вам!

Научить(ся) плавать - это, по сути, значит лишь одно: научить(ся) не бояться воды. Специалисты утверждают, что если новорожденного младенца положить в воду, он не только не захлебнётся, но и поплывёт, ибо навыки дыхания и движения в воде заложены в нём изначально в подсознании. Потом, взрослея, человек их забывает, но не утрачивает навсегда. Методика обучения и основана на том, чтобы вернуть эти врождённые навыки и помочь вспомнить алгоритм этих телодвижений, избавившись прежде от приобретённого в процессе развития страха пребывания в воде.

Навык первый: задерживать дыхание при погружении в воду.

Самый оптимальный контингент для обучения - дети. Их постоянная готовность удивлять своими подвигами взрослых и сверстников - немаловажный стимул в процессе обучения. Лучше всего это делать на природе в водоёмах с ровным и пологим дном. Когда ребёнок зайдёт в воду по грудь, надо невинно поинтересоваться, сколько секунд он сможет не дышать, если большими и средними пальцами обеих рук перекроет ушные и носовые отверстия, а голову потом погрузит в воду. После первой попытки появится уже стремление пойти на рекорд, особенно если это сопровождается удивлением и восхищением очевидцев. Когда рекорд достигнет 30-60 секунд, нужно подзадорить и на следующее достижение: такую же задержку дыхания, но уже без помощи рук. Первый шаг сделан - можно переходить ко второму.

Навык второй: держаться на поверхности воды.

Дурное дело не хитрое - погружать голову в воду, а вот слабО сделать поплавок? Какой поплавок? А вот какой. Войти в воду по шейку, набрать воздуха побольше, погрузиться и поджать руками колени плотно к груди. Выполнив это упражнение, ребёнок с удивлением обнаруживает, что не пошёл ко дну, как ожидал, а держится на поверхности воды, покачиваясь вверх-вниз на манер поплавка. Этот фокус всем очень нравится, дети готовы повторять его снова и снова. Но надо сразу поставить более сложную задачу: держаться на воде горизонтально во весь рост. Начинать надо с положения на спине. Первые попытки будут неудачными - ноги идут ко дну. Тут и следует подсказать: а что же ты их отпускаешь? Бултыхай ими, шевели понемножку - они и останутся на поверхности. Нужный алгоритм движений, не только ног, но и рук при этом будет быстро найден, да ещё, оказывается, и рот в это время - не в воде, и можно свободно дышать. Обретя этот навык, учимся затем держаться на поверхности уже лицом вниз, задерживая, правда, при этом дыхание. Главное уяснено: тело не идёт ко дну, вода держит его на поверхности!

Навык третий: алгоритм движения.

Балансировать на месте - занятие скучноватое. А что если попробовать продвигаться хоть по чуть-чуть, загребая руками или отталкиваясь ногами? А ещё лучше, делая и то, и другое одновременно? Очень скоро нужный алгоритм движения инстинктивно будет найден, и ребёнок поплывёт. Сначала не эстетично, по-собачьи, часто загребая руками и отчаянно бултыхая ногами, а позже, уже успокоившись, - и неторопливо, далеко и красиво выбрасывая руки.
Дети, особенно мальчишки, любят экспериментировать, поэтому очень скоро будут уже демонстрировать плавание только с помощью рук или только с помощью ног, на спине, поднимая руки с сухой одеждой высоко кверху. И эти навыки, вернувшись, остаются с человеком навсегда. Это как велосипед: если вы катались в детстве, то даже и через 50 лет сев в седло, сразу поедете.

В моей практике весь описанный процесс обучения ни разу не был безуспешным, редко занимая при этом более получаса. Чтобы стать настоящим инструктором обучения, хоть и без диплома, вам понадобилось времени и того меньше. Ровно столько, сколько заняло чтение этого материала.
Стесняюсь спросить, товарищ инструктор, а Вы сами-то в каких отношениях с водой? Теперь, когда, как говорится, осведомлён - значит, вооружён, нет никакого резона изображать тот самый камень, под который вода сама не потечёт. Да и не лишне было бы пресечь возможность услышать из уст ваших будущих учеников сакраментальное: "Врачу, исцелися сам..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий