среда, 27 января 2010 г.

"ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ"






Вышедшая пять лет назад и во многом носящая автобиографичный характер, книга "звёздного мальчика" Павла Санаева буквально потрясла всю читающую публику. В окружающих девятилетнего мальчика персонажах ясно просматривались его знаменитые дедушка Всеволод и мама Елена Санаевы, а также и отчим Ролан Быков.
Но настоящей героиней повести, огнедышащим вулканом, вокруг которого обречённо порхают бесправные и практически бессловесные мотыльки, была его бабушка - неуклюже всевластный гегемон этой несчастной семьи.
К сожалению, нередко в жизни так случается, что жена и муж в семье меняются поведенческими ролями, изначально заложенными в них природой на генном уровне. Это, конечно, не прибавляет счастья ни самой женщине, ни её мужу, ни детям. Такая женщина твёрдо уверена, что все мужчины - сволочи, а если и есть из этого правила редкие исключения, то лишь в кино и у не очень близких соседей. Народная мудрость, как всегда, оказывается более дальновидной, резюмируя в таких случаях: если и третий муж бьёт по морде - может быть, дело не в мужьях, а в морде?
Как правило, такие женщины остаются незамужними, вымещая потом свои нерастраченные страсти на домочадцах, если не повезёт найти, как в данном случае, мужчину, готового всю жизнь только поддакивать, беспрекословно подчиняясь всем её бредовым прихотям.
Бесконечные монологи бабушки, занимающие добрую половину книги, поражают своей изощрённой фантазией, что в описании окружающей действительности, что в изобретательности оскорбительных эпитетов всем и вся. Несмотря на трагизм происходящего, отдельные страницы вызывают приступы гомерического хохота. Да и просто книга хороша, её даже номинировали на премию Букера. Поэтому одноимённого фильма, только что вышедшего на экраны кинотеатров и на дисках DVD, ждал с опаской - обычно все экранизации не дотягивают до оригинала.
Худшие опасения, конечно же, подтвердились. Режиссёр Сергей Снежкин, поднаторевший на чернухе вроде "Улицы разбитых фонарей" и "ЧП районного масштаба", и здесь так сместил акценты, что все герои стали мало узнаваемыми. Бабушка, всеми действиями которой руководила пусть уродливая, но любовь, превратилась в безумную Салтычиху. Дедушка, в книге - лишь покорное орудие в её руках, сам вдруг стал самодуром и вурдалаком.
Небывалый случай: в титрах фильма нет сценариста (!) - сам Павел Санаев отказался подписываться под этим безобразием.
Для меня же лично возмутительней всего метаморфоза, произошедшая с отчимом, чьим прототипом был светлой памяти Ролан Быков. В книге его пристрастие к спиртному фигурирует лишь в бредовых монологах его бабушки. Именно он настоял на операции вызволения мальчика из бабушкиного плена, и сам её блистательно провёл. Автор с большой теплотой пишет о своём отчиме, вместе с которым жил до своего взросления. Да и бабушка, кстати, не умирала так картинно, как в кино, а случилось это гораздо позже, когда она уже была не обременена заботами о внуке. Здесь же, по воле Снежкина, отчим не способен думать ни о чём другом, кроме выпивки, продав ради этого даже чужой бинокль.
Грустно, господа. У режиссёра вышло как у Черномырдина: думал - так будет лучше, а получилось - как всегда.

P.S. для тех, кто (а вдруг!) заинтересуется книгой или фильмом: набейте в строку любого поисковика четыре заветные слова "похороните меня за плинтусом" и тут же получите сотни вариантов того и другого с любыми шрифтами и форматами. Если и это напрягает, смотрите фильм в "Моём мире" в папке "Художественные фильмы, ч.78".

Комментариев нет:

Отправить комментарий