пятница, 1 мая 2009 г.

ПРОКЛЯТЫЕ ВОПРОСЫ

Сегодня - 1 мая, традиционный день манифестаций, когда люди хотят быть услышанными и довести до сведения властных структур свои требования и надежды. Давно уже не протестую, не требую, ни на какую нечаянную радость не надеюсь. Опыт, приходящий с годами, научил принимать всё, происходящее с окружающим миром и мною лично, как должное, единственно возможное.
Но это совсем не значит, что нет вопросов к людям, ответственным за происходящее. Вопросы остаются. Проклятые вопросы.
Моим нулевым километром, начальной мировоззренческой точкой отсчёта, как и у большинства тех, чья пора взросления пришлась ещё на сталинские годы, был доклад Хрущёва на ХХ съезде, который нам зачитали в оглушающей тишине в самой большой аудитории Горного института. Не всем студентам удалось пережить это душевное потрясение после краха доселе незыблемых идеологических основ. Дело дошло до открытого диссидентства и протестных выступлений. На ряд активистов завели персональные дела, и, после того, как разбираться с виноватыми приехала сама Екатерина Фурцева, несколько "студентов-оппозиционеров" были исключены из института.
Я же не искал виновных на стороне, а безжалостно казнил самого себя. Какой же я хомо, да ещё и сапиенс (мыслящий), если не способен был все предыдущие годы различать белое и чёрное, добро и зло?
Это была хорошая прививка на будущее, и, чтобы не наступить вновь на те же грабли, раз и навсегда установил для себя три главные правила.
Первое: никогда и ничего не принимать на веру, а особенно - официальную пропаганду, формировать на всё собственное мнение, опираясь на независимые источники.
Второе: не давать использовать себя как статиста или декорацию в акциях, в которых заинтересован кто-то другой, а не ты сам. Когда срывают с работы на трассу проезда очередной иностранной делегации, лучше провести это время у пивной палатки, если это выборы без выбора - не голосовать.
Третье: вступать в правящую партию - паскудный поступок. Речь, конечно, не о партиях устоявшихся западных демократий, где они сегодня - правящие, а завтра уже нет, а о таких, которые первое, что делают после прихода к власти - уничтожают всех своих возможных конкурентов и принимают законы, делающие невозможным устранение их самих от этой вожделенной власти кем-то другим: вроде нацистов, коммунистов и прочих единороссов. А других-то, впрочем, правящих у нас в России сроду и не было.
Зато потом уже с должным пониманием, и даже с удовольствием смотрел тогдашние "Международные панорамы" и "Американские репортажи" непременного и бессменного "политического обозревателя" Валентина Зорина. Забавно было слушать его эскапады в сторону тогдашнего госсекретаря США Генри Киссинджера, когда сам Зорин даже внешне казался его братом-близнецом.
Ударные моменты этих репортажей забыть невозможно.
На телеэкране - "Форд" с прицепом-дачей на фоне живописного уголка природы, в тенёчке прицепа - породистая собака. И на фоне этой картинки - тирада Зорина: "Тысячи американцев, недовольных жизнью, как неприкаянные, вынуждены скитаться по стране, в поисках достойных мест. Даже у этого бедного пса в глазах - усталость и отчаяние: собачья жизнь!"
Или ещё: упитанный негр в супермаркете, такие магазины нам тогда и не снились, оплачивает в кассе хлеб и сосиски, держа их в руке, а из динамика - голос Зорина: "Не имея возможности позволить себе что-то другое, бедные негры вынуждены питаться чёрствым хлебом и вчерашними сосисками". Да, давненько Валентин не был дома, где мы, забегая после работы в булочную, иного хлеба, кроме чёрствого вовек и не видели, даже этот-то не всегда лежал до закрытия. А сосиски, что удавалось иногда урвать по случаю, лежали в морозилке холодильника уже недельной, а то и месячной давности.
Потом мне привелось познакомиться с женщиной, дружившей с Зориными семьями, так она рассказала: все годы пребывания в Америке Валентин провёл в постоянной тревоге и ожидании провала: как бы не вляпаться в какую историю или не сказать лишнего, за что могут вернуть в СССР.
Странное дело: сейчас иногда начинает казаться, что возвращается наше то самое достославное прошлое. Опять так много стало внушаемых, зомбируемых людей, которым постоянно нужен конкретный враг. Нужен? Пожалуйста: сейчас это Грузия и Украина.
Как можно так некритично верить всему, извергнутому из телеящика? Разве так уж невидимы двойные стандарты в отношении к Косову, Крыму, Абхазии, Чечне и Приднестровью?
Никак не улягутся страсти по Аляске. "Екатерина, ты была не права!" Ага, нашли виноватую, хотя продали-то аж сто лет спустя, уже при Александре II - Освободителе. А что бы мы с ней делали? Посмотрели бы что ли страдальцы хотя бы "Клуб кинопутешествий" - город Анкоридж и сам штат Аляска мало чем отличаются от других в США: те же высотные дома и автострады. А на другом берегу пролива - чукчи в деревянных домах на сваях и берега, захламлённые ржавеющими бочками.
Может, лучше, пока ещё не поздно, подумать об огромных территориях за Уралом? Сорок лет на еженедельных политинформациях мы хихикали над китайцами, как они ловят воробьёв и строят в деревнях доменные печи, не заметив, что Китай стал уже крупнейшей державой мира, а мы не мыслим теперь своей жизни без китайских товаров. Досмеёмся до того, что на этих огромных территориях будут жить совсем уже скоро граждане бурно развивающихся Японии и Китая, и произойдёт это тоже незаметно и без единого выстрела.
Почему огромные деньги за проданные природные ресурсы вкладывались не в освоение этих территорий, не на модернизацию всей нашей промышленности, чтобы сделать её конкурентноспособной, а в кубышку, где они и лежали все предыдущие годы мёртвым грузом, да ещё даже и не у нас в стране, а в зарубежных банках, делая те ещё богаче?
Почему всё народное достояние попало в руки не тех, кто действительно разбирается в производстве, а ловкачей, приближённых к власти? Почему эти новые русские олигархи тратили нежданно свалившиеся на них богатство и баснословные доходы и прибыли не на развитие производства и современную инфраструктуру для своих рабочих, а на непрофильные активы: крупные земельные участки прозапас, футбольные клубы, яхты и особняки на островах в субтропиках? Да ещё и умудрились при этом под залог этого самого народного достояния нахватать долгов в зарубежных банках, по сумме вдвое превышающих государственные в самые трудные 90ые годы?
Почему половину накопленных средств резервного и стабилизационного фондов уже израсходовали на спасение этих самых банкиров и олигархов, чей жизненный уровень ничуть не изменился, а не тех, кто в этом действительно нуждается: безработных и социально незащищённых?
Почему в эти кризисные времена места в руководстве занимают не талантливые профессионалы и кризисные управляющие, а случайные люди, объединённые одной общей чертой - прежней совместной работой, личным знакомством и жизнью в одном и том же городе на болотах?
Почему при таком количестве просчётов и провалов в работе ни один из бездарей не снят с работы и не наказан?
Почему милиция, призванная стоять на страже справедливости, сама превратилась в бандитов, крышующих всё и вся?
Вопросы, вопросы...
Проклятые вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий