воскресенье, 10 июля 2016 г.

СТО ЛЕТ НАЗАД - 2

  
я01 (457x700, 218Kb)

Василий Степанович и Мария Никифоровна  Андреевы. Дед - из многодетной семьи и потому - безземельный. Но нашёл себя: тачал сапоги и стал первым фотографом на всю сельскую округу. Что предполагало наличие набора сапожных инструментов и колодок, импортных камер и фотоматериалов.

я02 (447x700, 120Kb)

В 1914-ом был мобилизован на германский фронт, в 1918-ом - в чапаевскую дивизию. Воевал, был тяжело ранен. Через земляков сообщил жене. И эта хрупкая женщина на перекладных добралась до Гурьева, что на Каспийском море, и неведомо как довезла домой. В дороге он заразился ещё и брюшным тифом и вскоре умер.

я03 (488x700, 197Kb)

Овдовев, МН одна поднимала детей. В страшный голод 1921-го, когда умер младшенький Петя, а в Гаршино началось людоедство, собрала все приличные вещички и на крыше вагона поезда со станции Бузулук отправилась в Ташкент менять их на продукты. Вернувшиеся земляки рассказали: ночью по крышам вагонов прошлись бандиты, выворачивая карманы и мешки. Позарились и на её узелок. В отчаянии баба Маша сопротивлялась и истошно кричала. Тогда её просто на ходу сбросили с поезда.

я04 (449x700, 192Kb)

Французские фотоматериалы включали в себя и фотобумагу в виде готовых уже почтовых открыток. Одна такая чудом уцелела. Благодаря любезности потомков адресата в Симбирской губернии, сохранивших реликвию и передавших потом её потомкам Василия Степановича. По штемпелю видно, что это рождественское поздравление.

я05 (449x700, 252Kb)

Обратная сторона этой открыточки. Несмотря на 4 класса образования, каллиграфии можно позавидовать. Как видим, раньше не было принято писать "здравствуй" и "привет", а только так: "кланяемся". И в этом взаимном действии - все члены семей, включая малолетних детей.

я06 (474x700, 230Kb)

А вот и сам адресат раритетной почтовой карточки Воробьёв Герасим Иванович с сыном и автором послания. И это фото тоже, полагаю, сохранялось в селе Собакино Симбирской губернии.

я07 (700x475, 208Kb)

Когда Василий Степанович пять лет назад уходил на войну, дети были совсем  мал-мала. Просто удивительно, как они смогли такое сотворить: сохранить для потомков это последнее фото своего отца. Водрузить огромный деревянный ящик на такую же деревянную треногу, правильно всё настроить и попросить потом кого-то открыть объектив. А сами - на фото, все трое: Гриня, Миня и Петя. Рядом с мамой и покойным отцом. 

я08 (520x700, 284Kb)

Оставшись сиротами, Гриня и Миня выжили чудом. Лишились жилья со всем имуществом. Батрачили, жили в заброшенной саманной бане. Потом пришли колхозы. Гриня стал механизатором, Миня - комсомольцем. Разбирал со всеми сельский храм, раскулачивал мироедов. Вот и фотоаппаратуру уже возвернули. Здесь Григорий с женой Марией Ефимовной и первенцем Петром. А у отца всё ещё впереди: призыв "Комсомол - в аэрофлот!", учёба в лётной школе, жена и дети.

я09 (539x699, 262Kb)

Тесть дяди Гриши Николаев Ефим Фёдорович с сыном Петром и снохой Пашей.

я09а (534x700, 246Kb)

Слева направо. Мой кузен и одногодок Николай Григорьевич Андреев, дети Петра (и Прасковьи) Николаева: Михаил и Валентина, его же сестра Анна Ефимовна Уйманова (Николаева). 

я10 (508x684, 282Kb)

Снова Коля, двоюродный брат по отцу. И бабушка Маланья. Личность почти легендарная. Одинокая женщина, никому не родственница, дружила со всеми домами, куда я был вхож во время войны. И везде она была как своя. В нашем, дедушки Кирюши, доме всегда вспоминали о ней, когда к столу подавались блинцы, такие тонкие как бумага блины. Как Маланья, будучи в гостях, умудрилась сломать о них зуб.

я11 (663x515, 213Kb)

Зимой 1942 года с дяди Гриши, механизатора, сняли бронь и отправили на фронт. В феврале 1942-го, в свои первые дни на передовой, он погиб. Тётя Маша одна поднимала детей. На фото они по старшинству: Пётр, Василий, Николай.

я12 (443x700, 245Kb)

Дети продолжали практиковаться в фотографии: засняли мать на её кормильце-огороде. 

я13 (700x537, 224Kb)

А тут тётя Маша со своей любимой племянницей.

я14 (700x531, 180Kb)

Все дети  дяди Гриши и тёти Маши вышли в люди, обосновавшись в Самаре. Старший Пётр преподавал в ВУЗе.

я15 (662x492, 216Kb)

Средний сын Василий продвигался по военной стезе.

я16 (393x475, 73Kb)

Младший сын Николай работал на Самарской ЖД. Пока не превратил своё хобби-пчеловодство в профессию. Тоже активен и в социальных сетях. Именно ему я обязан и выражаю признательность за публикуемые сегодня фотографии.

я17 (600x450, 91Kb)

Двоюродный брат Коля занимается пчёлами и поныне. Квартира - в Самаре, но проживает он в деревеньке за городом. Охота пуще неволи. 

я18 (700x525, 93Kb)

Род Андреевых продолжается. Подрастает внучок. Андреев Андрей Александрович.


Комментариев нет:

Отправить комментарий