четверг, 7 мая 2015 г.

КАТЯ И ШУРА













Разница в возрасте Сергея (1895 - 1925), Кати (1905 - 1977) и Шуры (1911 - 1981) была весьма солидной, поэтому над ним постоянно довлела ответственность за судьбу сестёр. Помимо того, что он ещё их и любил. Особенно младшую, которую ласково называл Шурёнком и Шуревной. Вот и на этой фотографии брат, дурачась, водит пальцем по её ладони, изображая детскую игру "Сороку".

Сам проживая а Москве на птичьих правах, забрал сестёр к себе  в город, стремясь дать им образование, вытащить из деревенской убогости и нищеты. Катя, повзрослев, стала его верной помощницей в литературно-финансовых делах, спасительницей - в бытовых. За неделю до смерти брата она вышла замуж за крестьянского поэта В.Ф.Наседкина (1895 - 1938). Шуре было только 14 лет, и все заботы о ней теперь легли на сестру. Пока тоже на вышла замуж в 1929 году за журналиста П.И.Ильина.

Судьба  Кати была невесёлой. В октябре 1937-го арестовали Наседкина (знамо дело, за подготовку покушения на товарища Сталина), а месяц спустя - и её саму. Детей Андрея (11 лет) и Наташу (5 лет) забрали в детдом. Катю потом из Бутырки выпустили. Даже не было суда - просто объявили: как жене "врага народа" - 5 лет ссылки без права проживания в 15 центральных городах. Спасибо друзьям-литераторам - самые храбрые из них добились разрешения на Рязань - поближе к матери. Мужа расстреляли, но узнала это только в 56-ом, всё ждала и верила (палачам!) про "10 лет без права переписки", растянувшиеся на все 18. Отказывала всем потенциальным спасителям от нищеты, предлагавшим руку и сердце, включая поэта Сергея Городецкого. Того самого, кто вместе с Блоком дал начинающему поэту Есенину путёвку в жизнь.

А пришлось ей несладко. Даже в Рязани жену "врага народа" на работу не брали нигде. Только на нищенскую зарплату: регистраторшей в поликлинике и счётчицей конвертов не одноимённой фабрике. Но выхода не было: четыре рта должны были что-то есть. Двое детей  и мама, ставшая совсем беспомощной. В войну стало совсем невмоготу. На карточку служащей четверым прожить невозможно. Чтобы получать рабочую, стала донором. В день сдачи крови ещё и хорошо кормили. Добром это не кончилось: душила астма, стала терять зрение. И донорство запретили, дали 2-ую группу инвалидности. Срок ссылки кончился - и тут неожиданно возник партработник Пётр Чагин - друг Сергея ещё по Баку. Помог добиться разрешения перебраться поближе к Москве, где Шура и друзья, приобрести в Сходне часть избы.

Просвет наступил лишь в 1956 году. Узнала правду о муже, с помощью друзей-писателей добилась реабилитации его и себя самой. Остаток жизни посвятила восстановлению творческого наследия мужа и брата - самых близких и родных людей. Умерла от инфаркта в 1977 году.

Шура узнала о смерти любимого брата, будучи в Константинове, куда приехала на зимние каникулы. Сразу с мамой вдвоём направились в Москву на похороны. Год жила потом с Бениславской. Но и после её смерти не затерялась в большом городе: успешно закончила гимназию, в 1929-ом вышла замуж. С П.И.Ильиным они жили дружно и счастливо, воспитали троих детей.

Именно ей константиновский мемориальный музей С.А.Есенина обязан всеми своими экспонатами. Все эти долгие и опасные годы она бережно хранила все личные вещи, книги, мелочи быта брата, матери и старшей сестры. После своей смерти завещала всё это передать музею Есенина в родном селе. Что её дочь Светлана (ведущая видеоролика "Дети Есенина") и сделала. Но не только этим обязано Александре Апександровне наше культурное наследие. Она ещё не побоялась забрать и сохранить для потомков архив Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх после их трагической гибели. Написала чудесную книгу воспоминаний "Родное и близкое", где цепкая детская память сохранила уникальные подробности быта и людей той эпохи. Низкий ей за это всё поклон.


















































Комментариев нет:

Отправить комментарий