среда, 2 июля 2014 г.

КЛЁСТ



я01 (700x525, 149Kb)
я02 (700x469, 137Kb)
я03 (492x700, 147Kb)
я04 (700x525, 97Kb)
я05 (427x640, 281Kb)
я06 (700x524, 126Kb)
я07 (700x466, 335Kb)

 
Клёст - птичка совершенно уникальная. Но, хоть и живёт она рядом с человеком, мало кто её знает, да и слово само большинству - в диковинку. А напрасно. Птаха стоит того, чтобы е ней приглядеться.
 
Визитной карточкой клеста является его клюв. У птицы узкая специализация: питается исключительно семенами из еловых и сосновых шишек. Ну, ещё там почки хвойных деревьев. И тли - как деликатес. Вот природа  и одарила  его этим совершенным инструментом для добывания пищи. Раскрывая клюв, клёст раздвигает этими крючками плотные чешуйки шишек, а языком  достаёт семя, спрятанное в глубине. Да ещё и освобождает его от крылатки и кожуры. Виртуозная работа, бренд профессионала!
 
Размером клесты чуть поменьше скворца. Такие крепкие бутузики с крупной головой и бычьей шеей. Самцы - красной расцветки, самочки - серо-зелёных тонов. И тут природа всё предусмотрела: камуфляж! Причина тому - вторая уникальность клестов: это единственный  вид, который выводит птенцов во все времена года. И чаще всего зимой. Им наплевать на погодные сюрпризы небесной канцелярии. И какое время, летнее или зимнее, прописала дума. 

Побудительный мотив к заведению потомства один: обилие кормов. А поскольку шишки елей и сосен дозревают и начинают раскрываться где-то после Нового года, так и получается, что самое лучшее время  для любви и вздохов - это зима. Самец начинает токовать на вершинах деревьев, заливаясь трелями и нарезая круги. А его боевая подруга сооружает гнездо. Столь добротное, что лучше назвать его домом. С толстыми стенами и мощной теплоизоляцией из пуха, перьев, шерсти и мха. В укромном месте ёлки. Чтобы сверху не капало и не падал снег. Дом на вырост. Птенцы же подрастут (их бывает от трёх до пяти), а снаружи - мороз!
 
Самые проницательные читатели уже догадались, что мамаша ни на секунду покидать гнездо не сможет, и что ей очень пригодится, дабы быть незаметной, её камуфляж. А самые принципиальные читательницы уже приготовились костерить мужиков. "Пагайтс, - как говорит мой друг-латыш, - погодите". Клёст - примерный супруг и заботливый отец. Больше месяца он кормит мамашу на гнезде, а потом и птенцов под нею, пока те не оперятся, чтобы выйти на мороз. И это ещё не всё. Пройдёт ещё два месяца, прежде чем прямые клювики птенцов обзаведутся крючками. И всё это время он будет продолжать их кормить. Правда, теперь уже вместе с мамой. А сколько надо вылущить шишек, чтобы набрать этих крохотных семечек размером с пшено? А вы говорите: мужики-и-и. Не только родные чада благодарны отцу, но и разная лесная мелюзга: клёст выбирает не более трети семян, а потом сбрасывает шишку вниз - раздолье для мышей и белок.
 
В отличие от других птиц, клесты не привязаны к лесному участку, который надо охранять. Они постоянно кочуют большим табором в поисках удачи. Даже гнёзда строят в тесном соседстве. А в полёте издают резкие короткие звуки, чтоб никто не отстал и не потерялся. Компанейские ребята. Чем не цыгане? 

Я застал ещё время, когда клесты водились в подмосковных лесах, даже дома держал ради пения. Сейчас если и встретишь, то где-нибудь в тайге за Уралом. Из-за напасти последних лет, жучка-вредителя с интеллигентным именем "типограф", истреблены почти все еловые леса  европейской России. Кто много времени проводит в поездах, видел из окна вагона эти засохшие ели с рыжей хвоей. Способ борьбы один: сжигать все деревья и сажать заново. 
 
Друзей у нас всё меньше, враги всё растут в числе. Невесёлая перспектива - остаться лишь с ВОРобьями и ВОРонами.  
 

я08 (700x470, 88Kb)
я09 (700x468, 90Kb)
я10 (600x460, 39Kb)
я11 (700x525, 150Kb)
я12 (610x700, 166Kb)
я13 (700x525, 133Kb)
я14 (700x511, 94Kb)
я15 (559x700, 306Kb)
я16 (700x525, 72Kb)

 
И, в память о былом, цыганские песни молодости:
    


Прослушать запись Скачать файл

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий