воскресенье, 5 мая 2013 г.

КАК ИЗБАВИТЬ(СЯ) ОТ КАРТАВОСТИ

я01 (600x424, 42Kb)
я02 (615x409, 37Kb)
я03 (700x499, 50Kb)

 
Чрезвычайно важно, начиная жизнь, повстречать толковых учителей. Не самонадеянных и уверенных в своей непогрешимости, про которых говорят: много амбиции и мало амуниции. Вроде деда Есенина, решившего научить внука плавать. Он просто бросил Серёжу с лодки в речку, приговаривая: "Жить хочет - выплывет". Так же точно учил выговаривать звук "р", не дававшийся мне в начальных классах, дядя Лёня - мамин брат Алексей. Он сразу установил, что причина - в толстом и коротком языке. И тут же его "удлинил", подрезав ножницами кожную спайку под языком. Излишне говорить, что эта операция не добавила языку виртуозности, а мне самому - доверия ко всякого рода логопедам. И вам, кстати, тоже не советую особенно полагаться. Ни один из них не исправит дефект речи за один сеанс, иначе им просто не на что было бы жить. 

Немножко поэкспериментировав, дошёл до сути сам, научившись рычать, и опробовал методику на своих школьных приятелях, таких же бедолагах. Как и в обучении плаванию, результат приходит на "три-четыре" и за один урок. 
 
1. Произносите шёпотом, но громко и протяжно: х-х-х-х-х-х-х. Слышу уже: эка невидаль - элементарно, Ватсон. Да-да, очень просто.
 
2. Делайте то же самое, коснувшись кончиком расслабленного, не напряжённого языка нёба над зубами. Уже сложнее, но не до потери пульса.
 
3. Теперь, во время этого самого протяжного "х" с языком на нёбе резко выдохните воздух через рот. Если конец язычка не напряжён, раздастся звук, похожий на конское фыркание. Язык лошади, на минуточку, потолще нашего будет, но делает она это на автомате.
 
4. Повторите то же самое ещё раз, но уже добавив к трепету языка голос. Вот он, неуловимый Джо, этот самый звук "р". Пока сыроватый и не очень благозвучный, но он уже есть, алгоритм найден. Теперь дело за малым: только варьировать это "р" и совершенствовать.
 
Что говорить, слушать картавую речь не очень-то приятно. Будь это даже хоть, к примеру, писатель Константин Симонов. Или, страшно сказать, сам Ульянов (Ленин). Отдельные товарищи и поныне считают его гением. А вот поди ж ты, до такой простой вещи не мог додуматься. 
 

я04 (700x525, 46Kb)
я05 (493x335, 38Kb)
я06 (600x399, 52Kb)
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий