четверг, 23 августа 2012 г.

ДЯТЕЛ



я01 (700x617, 143Kb)
я02 (700x560, 146Kb)
я03 (642x482, 60Kb)
я04 (700x524, 109Kb)
я05 (700x497, 101Kb)
я06 (700x700, 58Kb)
я07 (466x700, 137Kb)
С началом девяностых, когда цензурный комитет Главлит остался не у дел, стали печатать всё: от Баркова до Буркова, и Томаса с Генрихом Маннов, и растаманов, и графоманов. Вот в это самое мутное время попала однажды в руки детская книжка с картинками, где наткнулся на стишок, потрясший воображение: "Сидел на ветке дятел. Досиделся - спятил". Возмущение бредятиной, которой потчуют неокрепшие мозги детей, - это само собой. Но и за дятла тоже стало обидно, зачем такой поклёп? Скорее, прямо по Фрейду, это - автопортрет самогО автора. А чтобы дятла увидеть сидящим на ветке - это надо ещё очень постараться: как и человек, почти всё своё время он проводит в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу и что-то долбя.
Клюв дятла - это совершенный перфоратор, работающий с частотой 8-10 ударов в секунду и скоростью 6-7 м/сек. За день дятел способен обработать целый ствол гнилого дерева, лишив его коры, и оприходовать всех насекомых, скрывавшихся там. Клюв дятла - чудо природы, соединённое с костями черепа через амортизатор из пористой губчатой ткани, гасящий все удары. Потому и не грозит ему сотрясение мозга, и, в отличие от жён, манкирующих своими прямыми обязанностями, у него никогда не болит голова. Один ленфильмовский фильм прямо так и называется: "Не болит голова у дятла". А уважаемые всеми Динара Асанова и Юрий Клепиков знают, что говорят.
Внимание - на нижний снимок! Если клюв дятла - чудо, то язык - просто песня! Тонкий и длинный, поболее длины туловища птицы, он ещё и снабжён зацепками на конце, чтобы доставать древоточцев из их извилистых ходов. Располагайся он во рту, как у всех нормальных птиц, - только мешал бы, свиваясь в клубок. Нет, у дятла всё не так. Его сверхдлинный язык растёт из правой ноздри и, проходя прямо под кожей, обвивает всю голову. Легко высовывается, всё рационально и удобно. Мог ли он в процессе эволюции перепрыгнуть изо рта в ноздрю? Конечно же, нет, таким его создал Господь изначально. И это в очередной раз опровергает теорию Дарвина. Зимой, когда насекомых добывать становится всё труднее, дятел не гнушается и семенами ели и сосны. Будьте внимательней в зимнем лесу и наверняка заметите кучки шишек под одним из деревьев. Это так называемая кузница дятла. Срывая шишки с елей и сосен, он вставляет их потом в удобную для него расщелину на верхушке ствола и, раскурочив, достаёт оттуда семена своим тонким языком. Сразу видно, чья это работа: белка оставляет от шишки только обглоданную кочерыжку, а дятел мастерит из шишек мохнатых ёжиков.
В моём воображении большой пёстрый дятел (а именно так он правильно называется) ассоциируется с беспощадными и неутомимыми борцами со всякой вредительской контрой времён гражданской войны. За что и награждён красными революционными шароварами, а в придачу ещё и красной косынкой ударника труда. Труд - его стихия, причём по складу характера это крестьянин-единоличник или гусар-одиночка с мотором, мощным перфоратором. Трудно вливается в коллектив. Приходилось видеть, как братки, сбившиеся в синичью преступную группировку, проводили рейдерский захват дупла, только что отстроенного нашим героем. Но дятел просто гордо удалился. Что нам стоит дом построить - это как раз про него. Видимо и найти себе пару - для этого красавца в пёстром плаще с красным подбоем - проблема. Петь серенады или играть на флейте он не обучен, и, как истинный пролетарий, может только барабанить. Найдя подходящую сухую и звонкую верхушку дерева, уже в марте он начинает выбивать на ней свои призывные трели. Самок что-ли меньше в природе (действительно, всюду встречаются лишь более нарядные самцы), но в прошлом году, например, в нашем Лосином острове один такой бедолага барабанил до конца мая и, видимо, так никого и не нашёл...
я08 (700x700, 155Kb)
я09 (700x551, 86Kb)
я10 (700x525, 50Kb)
я11 (465x700, 106Kb)
я12 (700x525, 164Kb)
я13 (699x700, 154Kb)
я14 (525x700, 159Kb)
я15 (700x700, 86Kb)
я16 (507x700, 200Kb)
я17 (466x700, 122Kb)
я18 (700x511, 395Kb)
я19 (700x700, 117Kb)
В нашей средней полосе обретаются не менее шести видов дятлов. Скажу лишь о тех, которых неоднократно встречал, и даже когда-то фотографировал. Самый забавный из них и часто встречающийся - малый пёстрый дятел (на верхнем снимке). Он внешне мало чем отличается от своего большого собрата, вот только размером - со скворца. Забавно наблюдать его в компании синиц, подлетающих зимой к кормушке за очередным семечком. Далее на фото - зелёный дятел. И на последних трёх - самый крупный из дятлов, чёрный, ещё его зовут желнА.
ю01 (450x600, 82Kb)
э04 (700x525, 197Kb)
э01 (560x700, 160Kb)
э02 (700x525, 97Kb)
э03 (700x525, 86Kb)

Комментариев нет:

Отправить комментарий