

Стиль Хэйка:
Стиль Морибана:

Стиль Дзиюка (Свободный стиль):

Японцы - уникальная нация. Неблагоприятные природные условия (разрушительные землетрясения и цунами, сметающие всё на своём пути). Крайняя скудость природных ресурсов. Даже чтобы возделать огород, надо прежде выложить на склоне горы из камней горизонтальные террасы, а потом натаскать на них плодородную почву из прибрежных болот. Столь трудные условия выживания выработали за тысячелетия этот японский характер, главными чертами которого являются коллективизм, невероятное трудолюбие и бережное, даже благоговейное отношение к окружающей природе, когда каждый цветочек, каждая былинка или ветка могут стать объектом восторженного созерцания. Понятно, что икебана, как художественное направление, могла появится только в Японии. Возникла она в XV веке, и вначале бытовала как благодарственное подношение и украшение в буддийских храмах. Ике - значит жизнь, бана - цветок. В смысле живой цветок, вторая жизнь цветка. Главный принцип икебаны - красота одного цветка. Икэнобо Сэнкэй - священнослужитель буддийского храма, положивший начало этому направлению, объяснял его так: "Мы прилагаем столько усилий построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икебана даёт возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство". Это традиционное японское искусство аранжировки и создания композиций из срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, размещаемых в интерьере, имело массу стилей и школ. Общим был только принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Из множества стилей сейчас доминируют только три: Хэйка (в высоких вазах), Морибана (на низких плоских вазах или подносах) и Дзиюка, Свободный стиль, не имеющий чётких границ. Не думайте только, что вы прямо завтра начнёте сами творить икебану. Этому, как и искусству художника, надо долго учиться. Длина каждой веточки и угол наклона не случайны, а должны строго соответствовать незыблемым канонам. Хотя такое стремление, буде оно возникшим, конечно же похвально.
А в голове-то невольно проецируешь всё на родную действительность. Нас всех испортили огромные просторы неосвоенной земли и немереные природные ресурсы на фоне вдалбливаемого в головы трёх поколений постулата: "Всё вокруг - колхозное, всё вокруг - моё".. Бывая в провинциальных деревнях и сёлах, всегда поражался, как захламлена окружающая земля. Там и сям - свалки мусора, пирамиды застывшего бетона, битый кирпич, ржавеющие останки машин. Вот такая икебана. Да и букет у нас, чем толще, тем считается "красивше", а уж если охапка цветов - то это - "ващще"! Если бы Икэнобо Сэнкэй дожил до "миллиона алых роз", боюсь, сразу бы сделал себе харакири.





























































Комментариев нет:
Отправить комментарий