воскресенье, 27 февраля 2011 г.

СИЗАРИ И ГОЛУБИ
































Голуби - такие же извечные спутники человека, как и воробьи, и вороны, только, в отличие от последних, окружённые какой-то сакральной аурой любви и почитания. Символом нежной любви всегда были целующиеся голубки. В знаковый для всех христиан день Богоявления (Крещения) Всевышний явил человечеству свою третью ипостась, Святой Дух, именно в образе порхающего голубя. Голубь принёс и Ною на его ковчеге благую весть о приближающейся земле. Именно торговцев голубями вместе с менялами изгонял из храма Иисус. Даже в безбожном СССР времён холодной войны беспощадную борьбу за мир до последнего патрона олицетворяла знаменитая голубка кисти Пикассо.

Когда же Хрущёв, выбравшись за кордон, увидел тамошних горожан, кормящих с рук голубей на площадях перед ратушами, этот обычай стали насаждать и у нас. Восторженные дифирамбы СМИ два-три года спустя как-то поутихли, а потом исчезли и сами птичьи тусовки на площадях. И причина тому - самая прозаическая. Голубь никогда не пускает в ход свои когти и клюв. Единственным способом выразить своё "фэ" для него остаётся прицельное "бомбометание", однажды пострадать от которого пришлось и мне самому. Приглашённый на какое-то торжество и одетый в самое лучшее, выйдя из собственного подъезда с супругой одесную и цветами в левой руке, на пути к остановке заметил рядовую картину: стая дворовых голубей чинно и поочерёдно выклёвывала мягкую сердцевину грязного чёрствого батона. Идиллию нарушало лишь то, что происходило это действо на проезжей части, где постоянно сновали автомашины. Решив помочь бедолагам, наклонился, чтобы перенести хлеб на обочину тротуара. И уже секунды спустя пожалел о содеянном, будучи атакован тремя-четырьмя братьями меньшими, оставившими на голове и пиджаке свои отметины. Пришлось возвращаться домой, чтобы сменить свой блестящий (в некоторых местах) костюм. Но на голубей грех и обижаться. Ведь поступали они точно по библейским заповедям: встретив непонимание, всегда лучше не вступать в тяжбу, а смиренно удалиться, отряхнув на оппонента прах со своих сандалий.

Именно это оружие пролетариата и стало причиной немилости отцов города. Ну не могли они спокойно взирать на засиженные головы памятников поэтам и, только подумайте, советским вождям. Церковь держалась дольше, но потом и она сдалась, видя, как "бытовая химия" разрушает тонкий слой сусального золота на куполах: на верхних поверхностях крестов разместили острые штыри. Голуби - законопослушные обыватели: нельзя - так нельзя. А вороны, эти вечные диссиденты, нашли куполам новое применение: они научились съезжать с них, как с горок, нещадно царапая при этом когтями всё ту же позолоту. Ни разу, кстати, не приходилось видеть ворон с отмороженными лапками, страшные же круглые культяпки на ногах голубей вместо пальцев по весне - обычное дело. Уж очень они любят тусоваться на железных крышах и перилах балконов.

Сегодня в Москве голуби обретаются лишь небольшими стайками во дворах - их ровно столько, сколько сможет прокормиться. И так было всегда, исключая лишь военные годы, тогда их просто всех поели, да в начале девяностых, когда бомжи, переловив на удочки всех уток на водоёмах, принялись и за голубей.

Разведение и селекция голубей - исконные русские страсть и забава. Люди старшего поколения помнят, как разные манифестации, фестивали и открытия сезона сопровождались запуском в небо сотен голубей, и каждый непременно прилетал на свою голубятню. Подчёркиваю, голубей, непременно имеющих своих хозяев. Если бы любой владелец голубиной недвижимости прочитал всё, что написано выше, перестал бы уважать меня раз и навсегда: все птицы, живущие не в голубятнях, для этих знатоков - просто сизари, недостойные носить гордое имя голубя.

Увлечение голубями мальчишек послевоенной поры могло даже поспорить с футболом в популярности. Голубиные ряды на тогдашней "Птичке" - Птичьем рынке, уничтоженном Лужковым, были самыми многочисленными. Количество видов и пород поражало воображение. Вот только то, что сохранила память: почтовые (третий снимок), бантастые (чайки), трубастые (павлины), шалевые, турманы, космачи, дутыши, монахи, якобины. Вам тоже представлена возможность полюбоваться всем этим разнообразием, представленным выше. И все эти породы, выведенные человеком, ведут своё начало от дикого вяхиря (горлицы), он - на втором фото. Диких собратьев и сейчас ещё можно встретить повсеместно в российских регионах на деревьях вблизи водоёмов.

Лучшие элитные образцы и тогда стоили дорого, вызывали зависть конкурентов. Начинающие любители довольствовались отбракованными экземплярами, презрительно именуемыми по не очень жалуемой породе чеграшами. Был даже тогда знаменитый диафильм "Чеграш", рассказывающий о том, как голубь, вскормленный девочкой, прилетел в сельский магазин, куда её ранее не раз сопровождал, чтобы предупредить хозяйку и всех покупателей о пожаре, занявшемся в доме. Кто не в курсе, диафильм - это комикс на обратимой фотоплёнке, те же 36 кадров, но проецируемые на стену. Желающие даже могут вспомнить детство и посмотреть его в интернете, забив это слово в строку поиска.

И в наше время можно ещё кое-где увидеть голубятни. Однако законодателем мод в голубеводстве стал теперь Иран, где оно и доныне остаётся почти поголовным: проводятся массовые соревнования в десятках номинаций и с большими ставками и призами. Самая престижная порода бойных голубей - всё оттуда же. Не подумайте только, что речь - о птичьих боях. Боем у любителей называется кувырок через голову в процессе полёта. Один из этих виртуозов и представлен на нижнем снимке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий